e-mail: edo@usoft.ru

Отдел продаж: тел.

(495) 956-07-96
Заказать звонок

Что нужно знать о выездной налоговой проверке?

Формы налогового контроля установлены гл. 14 НК РФ, среди которых основной является выездная налоговая проверка. Целью ее является контроль за соблюдением налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) законодательства о налогах и сборах.

Любая налоговая проверка — это всегда неприятный сюрприз для налогоплательщика.

Но, в отличие от камеральной проверки, которая проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа сразу же после представления в налоговый орган налоговой декларации или расчета, охватывает всего один налог и именно тот период, который указан в декларации (расчете), назначению выездной проверки предшествует длительный анализ налогоплательщика сотрудниками отдела предпроверочного анализа, составление досье налогоплательщика, обсуждение на комиссии по отбору налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок, защита плана в вышестоящем налоговом органе, утверждение плана выездных проверок, а только затем вынесение решения о проведении выездной налоговой проверки. Выездной налоговой проверкой могут быть проверены все налоги за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.

Как указал конституционный суд в определении от 08.04.2010 No 441-оо, камеральная налоговая проверка нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона.

Выездная же налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля.

Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения.

ФНС России уже давно снизила количество выездных проверок, служба окончательно определилась, что повышать эффективность налогового администрирования нужно не числом выездных проверок, а их качеством, и прежде всего более эффективным отбором налогоплательщиков. Критерии отбора для проведения выездных налоговых проверок давно не являются секретом, ведь ФНС России официально обнародовала их еще в 2007 году.

Конечно, это позволяет налогоплательщикам самостоятельно оценивать свои риски и принимать соответствующие меры, однако нельзя исключать возможность проведения проверки даже в том случае, если Вы полностью соответствуете всем 12 общедоступным критериям, ведь отбор налогоплательщиков для выездных проверок основан на анализе всей информации, которой располагают налоговые органы о налогоплательщике. Поэтому всегда нужно быть готовым к приходу «гостей» из налоговой.

К сожалению, нормы налогового кодекса РФ не достаточно подробно и четко описывают процедуру проведения налоговых проверок.

Также он не содержит положений, предусматривающих утверждение ФНС России подзаконного нормативного акта, регламентирующего порядок проведения выездной проверки.

Но единообразный подход к ее проведению налоговикам все же необходим. Поэтому сотрудники налоговых органов при осуществлении ими мероприятий налогового контроля, к которым относятся истребование документов (информации) у налогоплательщика, его контрагентов и третьих лиц, проведение допроса свидетеля, осмотр, выемка документов и предметов, экспертиза, привлечение специалиста, переводчика, инвентаризация, пользуются соответствующими регламентами, инструкциями, письмами ФНС России и вышестоящих налоговых органов.

Налогоплательщики зачастую просто не обращают внимания на формальные нарушения процедур данных мероприятий, а ведь именно они ложатся в доказательственную базу нарушения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Зачастую именно процедурные нарушения, допущенные должностными лицами налогового органа при проведении выездной проверки, помогают компаниям оспорить итоговое решение по такой проверке.

Факты нарушения налогоплательщиком налогового законодательства должны быть документально подтверждены налоговым органом, и достаточно часто встречаются ситуации, когда налогоплательщик по существу и не прав, но он пытается отменить решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе или суде, оспаривая само нарушение, а не процедуру проведенных мероприятий налогового контроля, которые легли в доказательственную базу.

На налоговые органы и их должностных лиц НК РФ возложена обязанность соблюдать законодательство о налогах и сборах и действовать в строгом соответствии с кодексом и иными федеральными законами (пп. 1 п. 1 ст. 32, ст. 33 НК РФ). Поэтому суды занимают позицию налогоплательщиков и отменяют решения, основанные на незаконных доказательствах, ссылаясь на п. 3 ст. 64 а ПК РФ, согласно которому не допускается использовать доказательства, полученные с нарушением закона.

Порядок проведения выездной налоговой проверки четко регламентирован, в связи с чем любое отступление от правил может поставить под сомнение законность ее результатов.

И.В. Разумова
Ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения
консультационно-правового отдела Группы компаний
«Ю-Софт», советник государственной гражданской службы РФ 3 класс

Начните работать со СБИС++
ПРЯМО СЕЙЧАС!